bbb Мы шагаем по Казыру / дневник
29 июля (понедельник).

Когда солнце и ветерок сбили влагу с кустов и травы мы вышли в дорогу. До Казыра шесть километров. Местами густые травы смыкаются, закрывают тропу, и тогда лишь старые затесы на стволах помогают находить её узенькую полоску. Почва каменистая, сырая. Тропа идет то низом - берегом Кишты, то кру­то поднимается на склон, и тогда впереди уже близко виден поперечный хребет - левый берег Казыра.

Вот еще крутой подъем на мыс, последний поворот вправо - в долину Казыра, покрытую сухостоем и валежником. Ещё 300 метров и перед нами стремитель­ный, голубой, шумный Казыр. "Здравствуй, Казыр - мой прошлогодний приятель. Наша встреча произошла, как и в прошлый год, в ясный теплый день. Ты по-прежнему катишь свои быстрые, с белыми хребтами, изумрудные волны. По-прежнему ты буйный и строгий при ласковом обманчивом цвете воды, а безмолвные камни на бере­гах и в воде подтверждают твою мощь и силу. Сдви­нуть такой "камушек" нужно силушку великую, а ты их не двигаешь, а стремительно гонишь перед собой, ка­тишь, обламываешь кромки и делаешь круглыми и поли­рованными".

Отсюда назад до жилья 50 километров и вперед – 200. Расстояние представляется относительно плохо, потому что не знаю, что и как впереди. Есть ли тро­па и какая, где Казыр меняет свой гнев на милость, есть ли лес на плот, откуда можно плыть уже на плоту? Впереди суровое, серьёзное, неизвестное будущее.

За несколько дней до нас здесь прошла группа туристов «Чёрная Кошка» из Красноярска

Сегодня в долине Кишты на дереве сделали затес и надпись:

"По следам Кошурникова 29.VII.1963 года прошли сотрудники того жe института (Сибгипротранса)
М. Коковихин, Л.Лозовский, Ю.Дрёмин, Г.Фролов”
 


Было yжe 6 часов вечера, когда мы отправилась дальше в путь, в гору на Большую Кишту. Сначала тро­па идёт по завалам давно упавших деревьев. Их тёмные стволы уже без ветвей лежат на земле в самом хаотическом беспорядке.

Некоторые сухие стволы ещё стоят, но это до первого сильного ветра; когда-то здесь «похозяйничал» жучок, погубивший прекрасный строевой лес.

8 часов вечера. На Б. Киште наш лагерь готов. Стоит палатка, трещат в костре сучья, готовится ужин. Здесь мы поживём несколько дней в ожидании оленей с грузом.

Как хорош после пути отдых у костра. Ведь кто по-настоящему не уставал, тот не знает прелести отдыха. Большая Кишта шумит, как и все тысячелетия своего существования, а в тайге - тишина, та первозданная, необъяснимая тишина, которая стоит в предзакатный час солнца. Дневные птицы и зверьки утихли и притаились в неясном им ожидании страшной ночи, а ночные еще не вошли в свою жизнь, полную таинственности и необычности. 

У вечернего костра

Наш костёр, после ужина, пылал весело и ярко. Мы жарили кедровые шишки и с удовольствием лакомились молодыми орешками.

Раздумье: пройден наиболее сложный участок - долины Гутары, Идена, перевал, Кишта и верховье Казыра. Я убеждаюсь - как метки и правильны характерис­тики Кошурникова, данные им условиям строительства дороги на этом участке и как не верны его выводы.

Действительно, у устья Идена в долине Гутары (как ни странно) - морены и вечная мерзлота.

Весь участок от Верх-Гутары до Б.Кишты изобилу­ет неприятными для строительства факторами.

Второй раз я в этих местах и всё более убеждаюсь, что нижнеудинский вариант трассы - это миф.

Удивляюсь, как Кошурников, такой талантливый ин­женер мог написать: "Оказывается, я угадал, в какое седло идти при выдаче задания партии. Еще раз в жиэни повезло. Теперь остальные ходы нужны только для оправдания правильно выбранного направления".

Ход по Гутаре, Идену и Киште - это соображения, не могущие иметь реальной основы. Здесь осуществле­ние строительства дороги немыслимо ни по топогра­фии, ни по общим строительным условиям: ведь нет грунта для насыпей - сплошная скала, курумники, осы­пи, свалы, снежные окаты, вечная мерзлота, покрытая мхом. 

Очевидно, Кошурников не представлял тайшетского варианта и потому отдавал предпочтение нижнеудинскому.

Здесь, в Тофаларии, у местных жителей я развеи­вал миф - легенду, что если бы Кошурников не погиб, то была бы у них железная дорога.

Нет! Её бы и не было и, очевидно, не будет. В таких местах пока еще железных дорог не строят.

 

>>БАЙКА НА НОЧЬ<<

<<НАЗАД  >>ОГЛАВЛЕНИЕ<<  ВПЕРЕД>>

Hosted by uCoz