29 июля (понедельник).
Когда солнце и ветерок сбили влагу с кустов и травы мы вышли в дорогу. До Казыра шесть километров. Местами густые травы смыкаются, закрывают тропу, и тогда лишь старые затесы на стволах помогают находить её узенькую полоску. Почва каменистая, сырая. Тропа идет то низом - берегом Кишты, то круто поднимается на склон, и тогда впереди уже близко виден поперечный хребет - левый берег Казыра.
Вот еще крутой подъем на мыс, последний поворот вправо - в долину Казыра, покрытую сухостоем и валежником. Ещё 300 метров и перед нами стремительный, голубой, шумный Казыр. "Здравствуй, Казыр - мой прошлогодний приятель. Наша встреча произошла, как и в прошлый год, в ясный теплый день. Ты по-прежнему катишь свои быстрые, с белыми хребтами, изумрудные волны. По-прежнему ты буйный и строгий при ласковом обманчивом цвете воды, а безмолвные камни на берегах и в воде подтверждают твою мощь и силу. Сдвинуть такой "камушек" нужно силушку великую, а ты их не двигаешь, а стремительно гонишь перед собой, катишь, обламываешь кромки и делаешь круглыми и полированными".
Отсюда назад до жилья 50 километров и вперед – 200. Расстояние представляется относительно плохо, потому что не знаю, что и как впереди. Есть ли тропа и какая, где Казыр меняет свой гнев на милость, есть ли лес на плот, откуда можно плыть уже на плоту? Впереди суровое, серьёзное, неизвестное будущее.
|
За несколько дней до нас здесь прошла группа туристов «Чёрная Кошка» из Красноярска
|
Сегодня в долине Кишты на дереве сделали затес и надпись:
"По следам Кошурникова 29.VII.1963 года прошли сотрудники того жe института (Сибгипротранса)
М. Коковихин, Л.Лозовский, Ю.Дрёмин, Г.Фролов”
Было yжe 6 часов вечера, когда мы отправилась дальше в путь, в гору на Большую Кишту. Сначала тропа идёт по завалам давно упавших деревьев. Их тёмные стволы уже без ветвей лежат на земле в самом хаотическом беспорядке.
Некоторые сухие стволы ещё стоят, но это до первого сильного ветра; когда-то здесь «похозяйничал» жучок, погубивший прекрасный строевой лес.
8 часов вечера. На Б. Киште наш лагерь готов. Стоит палатка, трещат в костре сучья, готовится ужин. Здесь мы поживём несколько дней в ожидании оленей с грузом.
Как хорош после пути отдых у костра. Ведь кто по-настоящему не уставал, тот не знает прелести отдыха. Большая Кишта шумит, как и все тысячелетия своего существования, а в тайге - тишина, та первозданная, необъяснимая тишина, которая стоит в предзакатный час солнца. Дневные птицы и зверьки утихли и притаились в неясном им ожидании страшной ночи, а ночные еще не вошли в свою жизнь, полную таинственности и необычности.
|
У вечернего костра
|
Наш костёр, после ужина, пылал весело и ярко. Мы жарили кедровые шишки и с удовольствием лакомились молодыми орешками.
Раздумье: пройден наиболее сложный участок - долины Гутары, Идена, перевал, Кишта и верховье Казыра. Я убеждаюсь - как метки и правильны характеристики Кошурникова, данные им условиям строительства дороги на этом участке и как не верны его выводы.
Действительно, у устья Идена в долине Гутары (как ни странно) - морены и вечная мерзлота.
Весь участок от Верх-Гутары до Б.Кишты изобилует неприятными для строительства факторами.
Второй раз я в этих местах и всё более убеждаюсь, что нижнеудинский вариант трассы - это миф.
Удивляюсь, как Кошурников, такой талантливый инженер мог написать: "Оказывается, я угадал, в какое седло идти при выдаче задания партии. Еще раз в жиэни повезло. Теперь остальные ходы нужны только для оправдания правильно выбранного направления".
Ход по Гутаре, Идену и Киште - это соображения, не могущие иметь реальной основы. Здесь осуществление строительства дороги немыслимо ни по топографии, ни по общим строительным условиям: ведь нет грунта для насыпей - сплошная скала, курумники, осыпи, свалы, снежные окаты, вечная мерзлота, покрытая мхом.
Очевидно, Кошурников не представлял тайшетского варианта и потому отдавал предпочтение нижнеудинскому.
Здесь, в Тофаларии, у местных жителей я развеивал миф - легенду, что если бы Кошурников не погиб, то была бы у них железная дорога.
Нет! Её бы и не было и, очевидно, не будет. В таких местах пока еще железных дорог не строят.
|