16 августа (пятница). Утро. Дождь идёт с ночи. Под дождём готовили завтрак, под дождём кушали полусуп - полукашу, приготовленную на костре. Вся территория вокруг нашего лагеря покрыта мощным ковром из черничника со спелой черникой. Этот ковер устилает склоны и полянки в тайге. Хороша черника - таёжная ягода. Сегодня у нас обед из трех блюд. На третье – кипячёное, остуженное порошковое молоко с черникой – «Царский харч» - говорит Лёша. Под дождём работали до пяти вечера. Восстановили плот, сделали четыре новых греби. Восстановление даётся трудно, у нас нет верёвок и тросов. Все устали и после обеда завалились спать, хотя нужно печь лепешки. В седьмом часу завели тесто и начали пекарское дело, а дождь идёт не переставая. Промучились до семи вечера, а потом мокрые сбежали в палатку и уснули. В палатке, коснувшись её брезента промокаешь дополнительно от стекающей струйки воды. Это была тяжёлая ночь. Спали плохо - в мокрой рабочей одежде, в тесноте и было очень холодно. (Несмотря на требование опыта обустроить ночлег максимально удобно, бывает так вымотаешься, что отключаешься бесконтрольно. За что на следующий день себя и поносишь на все корки . ЛЛ) Раздумье: в своем дневнике Александр Михайлович неоднократно подчеркивал, что на участке от Левого Казыра до "Щёк" и ниже - "левый берег реки более удобен для железнодорожной трассы". Это верно! Левая пойма здесь шире, выше, суше и имеет меньше скальных выходов к реке. Однако, с его оценкой участка от Катуна до Щёк я не согласен. На этом участке долина Казыра сжата, часто скалы отвесными стенами поднимаются прямо от реки и, ещё более часто, крутые склоны без поймы тянутся вверх на огромную высоту. На участках Саянского и Петровского порогов левый берег чрезвычайно сложен для трассы, очевидно, здесь пришлось бы переходить на правый берег. За "Щёками", в конце порога, слева вплотную к реке - скала, здесь трассу нужно было бы укладывать сплошной полкой на высоких отметках от паводковых вод. Условия очень тяжелые. На этом участке правый берег лучше. |