Бутылкой по голове
В пятницу в конце рабочего дня к нам в лабораторию зашёл наш шеф Ю.Г.Шафер – зав лабораторией Космофизики и директор института ИКФИА ЯФ СО АН СССР (Институт космофизических исследований и аэрономии Якутского филиала Сибирского Отделения Академии Наук) – хитрый и энергичный невысокий человек, лауреат Сталинской премии за разработку ионизационной камеры, и пригласил всех к себе домой отметить своё 70-летие. Что мы с удовольствием и сделали.
Я там занимался разработкой устройства, определяющего несплошность потока в топливопроводе ракет на жидком топливе. Дело в том, что ракета, проходя верхние слои атмосферы, когда скорость уже велика, испытывает флаттер – сильные вибрации, и в топливе в топливопроводе образуются каверны, заполненные газом топлива. При достижении объёма этих каверн семи процентов, газ в двигателе детонирует и ракета взрывается. Моё устройство измеряет эту несплошность, и, по достижении её 5-ти процентов, выключает насос. Каверны схлопываются, насос включается, и ракета продолжает свой путь. Впрочем, это к сюжету не относится.
В понедельник утром, едва я пришёл на работу, мне сообщили, что еженедельная рабочая планёрка отменяется, т.к., Шафер вчера в ресторане «Лена», где продолжал отмечать свой юбилей, получил бутылкой по голове. Из ревности.
Лет 10 назад чемпион Крыма Алик Синдетский проиграл мне в Ялте по очкам – мои многочисленные удары по его стальной челюсти не смогли его даже пошатнуть. Через неделю он погиб в ресторане «Ариадна" от удара бутылкой по голове в аналогичной ситуации.
Через несколько минут после печального сообщения о случившемся в «Лене» в дверях лаборатории возник Шафер. Одетый, не снимая шапки, он прошёл к председательскому столу и сказал, поёживаясь:
- Что-то у вас здесь холодно. Я не буду раздеваться.
Было ясно, что он не хотел демонстрировать перевязанную голову.
Планёрка протекала вяло – Шафер сидел молча, опустив глаза, никого не слушал и, похоже, явно стеснялся.
Мне это надоело и я, прерывая очередного докладчика, громко произнёс:
- Юрий Георгиевич! Смею заверить, что каждый из нас только мечтать может получить БУТЫЛКОЙ! ПО ГОЛОВЕ!! ИЗ РЕВНОСТИ!!! В день своего 70-ти летия!!!
Все грохнули, включая Шафера, и планёрка потекла нормально.
А через год, когда я успешно защитил свою работу, он написал на меня донос в КГБ.
Как он впоследствии объяснил, он действовал на опережение - я неосторожно завёл с ним спор об основном принципе социализма – каждому по труду - в его номере люкс в гостинице «Якорь» в Москве, где мы были с ним в командировке. А он не без основания подозревал, что его номер прослушивается.
|