ЩЕКИ

Плывем уже несколько часов. Подходим к порогу «Щеки». Много о нем мы слыхали, а вот как он нас встретит, этот знаменитый порог, никто не представлял. День выпал трудный, сплошные перекаты, уклон воды очень большой, скорость сумасшедшая, ноги наши целый день в ледяной воде, но от неё не избавишься.

Сегодня Михаил Федорович снял сапоги, и тут мы увидели, что ноги у него распухли. А когда он обувался, мы поняли, чего ему стоит наше путешествие.

Да, день выпал суровый. Сегодня нас мочат и Казыр и дождь, по долине дует холодный, очень холодный ветер. И Леонид сегодня чаще курит. Плывем в плащах. Лица у всех посинели. В 16-50 остановились у правого берега.

Остановка непредвиденная: на берегу заметили вешку-тур.

— Ребята, сходите, надо посмотреть, что это за вешка, — попросил Михаил Федорович.

Леонид и Юра отправились в разведку, немного погодя за ними пошел и Федорович.

Я, как всегда, делал зарисовки, склонившись над своим походным, изрядно потрепанным альбомом, и отчетливо слышал, как недалеко от нас, по всей округе, разносился зычный грохот знаменитого порога.

Мы пока не знаем — можно дальше или нет. Горы тут от берега отходят далеко, а в реку выдаются огромные черные и страшные скалы, напоминаю­щие могучих буйволов, надмен­но взирающих на реку, которая веками ведет напряженную борь­бу против этих великанов.

Картина жуткая. Среди моло­дых березок видно много старой гари, когда-то здесь бушевал пожар, а река перед сливом в порог удивительно спокойная.

Пришли ребята. Оказывается, мы остановились всего в не­скольких стах метрах от порога «Щеки». Разведчики принесли записку, которую нам оставили воронежские туристы. Они на три дня раньше нас прошли через «Щеки» и советовали нам бросить наш плот выше порога, а ниже строить новый. Во время прохож­дения через порог у них волной сбило одного товарища, правда, он не растерялся, и исход при­ключения оказался благополуч­ным.

Порог страшенный. Что в нем делает вода — прямо жутко смот­реть. Смотришь и удивляешься: бешеная горная река уместилась вся в щель шириною 6—10 мет­ров. Скалы облизаны водою до блеска.

И все же мы решили на плоту идти через «Щеки». Оказывается, мы должны были остановиться на левом берегу, где есть тропа в обход порога, а правым берегом пройти не удается. Плот оставили и начали переносить вещи в ни­зовье по непролазной тайге, впотьмах, к низовью порога. К 22 часам ночи эта тяжелая работа была закончена. Завтра через по­рог предстояло идти Лозовскому и Дремину...

Тщательно изучив порог и всё взвесив, Михаил Федорович дал разрешение идти через «Щеки». Этот порог действовал на нас угнетающе. Мы все четверо уже порядком устали. Идти через по­рог было опасно, это знал каж­дый, вода шуток не понимает.

Медленно из-за поворота пока­зался плот. Выйдя на струю реки, он с огромной скоростью ушел вниз, в щель. Двухметровые волны, одна за одной, перекатывались че­рез головы Леонида и Юрия, плот исчез под водой.

Скалистые берега нависли над головами отважных плотогонов, как бы угрожая, что вот-вот еще немного, и мы вас зажмем, как клещами, раздавим!

И тут внизу, на тридцатиметро­вой глубине, до судорог сжимая греби, неслись на шести бревнах два наших товарища…

В ущелье становилось все тем­нее, вершины кедров, растущих по краям высоких скал, почти сомкнулись и закрыли небо. Каж­дую секунду плот продвигался на много метров вперед. Нужно было зорко следить за малейшим пово­ротом.

Скорость огромная, всё гудит, как в трубе. И вдруг опять волна накрыла ребят с головой, окатило холодным обжигающим потоком, даже дыхание перехватило, но руки, крепко держали гребь. Еще поворот, и Леонид, взглянув на Юру, подмигнул, как бы подбадри­вая: ничего, пройдем!

Плот страшно ворочало, каза­лось, что вот сейчас он рассыплется на отдельные бревна. И тут его понесло прямо на скалу, отвести плот не было возможности.

— Юра, греби! — кричал Ле­онид, но голос заглушал рев воды.

Вкладывая последние силы, ре­бята гребли. Не выдержав нагруз­ки, лопнула гребь, плот стал неуправляемый. Теперь, казалось, не он шел на скалу, а скала с молниеносной скоростью надвига­лась прямо на них.

Удар!.. И плот вмиг скрылся под водой, ребята ударились о скалу.

Всё это произошло так быстро, что потом они не могли вспомнить подробности происшедшего. Юрий оказался между плотом и скалой. Леонид, закусив губу до крови, старался оттолкнуть плот, но силы Казыра превосходили его собственные. Леонида сбило водой с ног и засасывало под плот.

Юра побелел, как стенка. Когда его друг скрылся под водой, он что-то еще крикнул, но разобрать невозможно было. Плот резко развернуло, и он быстро скрылся за скалистым локтем. На поверхность вынырнул Леонид. И, собирая последние силы, они старались выбраться из ледяной пасти Казыра.

Добравшись до скалы, поняли, что вылезть на нее невозможно, все равно что пытаться забраться на отвесную стену. Пришлось плыть дальше, и вскоре они скрылись в кипящем потоке за поворотом.

А ниже порога удалось поймать плот.

Четверо сидевших на берегу людей молча глядели на свой испытанный «корабль», который трудно было узнать. Все четыре греби переломаны, подгребиц нет, тросы сорвало, клинья вылетели, и сам он стал похож на пропел­лер. Люди сидели измученные, об­росшие, мокрые. Но все равно мы были счастливы, плот, какой бы он ни был, опять был с нами.

Г. ФРОЛОВ,
участник похода по маршру­ту Кошурникова и автор рисунков